Сообщества почвенных нематод широколиственных лесов регионов Западного Поволжья

Фауна нематод в лесных экосистемах обладает большей устойчивостью и неизменным видовым составом по сравнению с аналогичной фауной в агроценозах, урбанизированных территориях и луговых биотопах (Волкова, Казаченко, 2014; Andrassy, 1996; Hanel, 1996; Yeates, 2007 и др.). Это связано с наличием стабильного источника питания и с особенностью лесных почв, которые обладают повышенной влагоемкостью. При этом, для широколиственных лесов отмечено более высокое разнообразие нематод, чем для хвойных (Калинкина и др., 2017; Liu et al., 2016). Большая часть исследований в нашей стране посвящена изучению фауны нематод хвойных лесов, для широколиственных фитоценозов данные носят фрагментарный, региональный характер.

Почвенные пробы отбирались в период с 2012 по 2015 гг. на территории западного Поволжья, – в Нижегородской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской областях и Республике Мордовия. Сборы проводились в дубовых (различные типы дубняка), липово-осиновых и вязовых лесах. При обследованиях учитывали возраст и состав ценоза, микро- и макрорельеф местности, толщину почвенных горизонтов. Глубина отбора составляла 10-35 см. Нематод из почвы выделяли вороночным способом (время экспозиции 48 часов) или отмыванием на ситах. Выделенных особей нагревали при 55°С и фиксировали 4% раствором ТАФ. Таксономическое изучение проводили под 63-кратным водным объективом.

По результатам проведенных исследований фауна почвенных нематод широколиственных лесов в сумме включала 60 родов из 31 семейства 9 отрядов. Доминирующей группой нематод во всех пробах являлись бактериофаги (сапрофаги). Второе место по обилию занимали нематоды-микотрофы, далее стояли либо фитотрофы, либо хищные (полифаговые) группы. Бактериофаги были представлены типичными таксонами: цефалобидами (Acrobeles, Acrobeloides, Cephalobus, Chiloplacus, Eucephalobus, реже Cervidellus, Heterocephalobus), рабдитидами (Choriorhabditis, Mesorhabditis, Pelodera, Rhabditis, реже Brevibucca, Protorhabditis), плектидами (Anaplectus, Plectus, редко Tylocephalus и Wilsonema), панагролаймидами (Panagrolaimus) и монхистеридами (Eumonhystera, Monhystera). Виды родов Alaimus, Cylindrolaimus и Teratocephalus встречались периодически (65, 30 и 18% проб соответстенно) в низкой численности. Наибольшим видовым разнообразием среди бактериофагов были представлены рода Eucephalobus, Plectus и Rhabditis.

Нематоды-микотрофы включали афеленхид (Aphelenchoides, Aphelenchus, Paraphelenchus) – 90% проб, и тиленхин (Aglenchus, Basiria, Filenchus, Lelenchus, Malenchus, Tylenchus и др.) – 72% проб соответственно. Периодически встречались ангвиниды (Ditylenchus, Nothotylenchus), – около 45% проб. Микофаги из других таксономических групп (рода Diphterophora, Proleptonchus, Tylencholaimellus и др.) встречались периодически (32-46% проб). Редко отмечались микофаговые стадии энтомопаразитических нематод из родов Deladenus и Hexatylus. Видовое разнообразие преобладало для родов Aphelenchoides, Filenchus и Ditylenchus. Хищные нематоды были часто представлены такими таксономическими группами как дорилаймиды (Dorylaimus, Eudorylaimus, Laimydorus, Mesodorylaimus, Nygolaimus, Aporcelaimellus и др.) и мононхиды (Clarkus, Iotonchus, Mononchus, Mylonchulus, Prionchulus и др.). Периодически встречались диплогастериды (Pristionchus) и различные трипилиды (Bastiania, Tobrilus, Trypila и Prismatolaimus), очагово – сейнуры (Seinura). Наибольшее видовое разнообразие представлено родами Eudorylaimus и Mesodorylaimus.

Среди фитотрофов наиболее часто встречались нематоды из сем. Belonolaimidae (Nagelus, Tylenchorhynhus), Hoplolaimidae (Helicotylenchus, Rotylenchus), Pratylenchidae (Pratylenchus), Paratylenchidae (Paratylenchus), реже Сriconematidae (Criconema, Criconemoides, Mesocriconema и др.). Наибольшая численность отмечена для пратиленхов, геликотиленхов  и паратиленхов, которая для данных групп колебалась от 34 до 280 особей/100см3 почвы. Численность криконем варьировала от 10 до 54 особей. Нематоды из сем. Heteroderidae (Heterodera, Meloidodera) и Longidoridae (Longidorus, Xiphinema) встречались реже (16-22 % проб), и были приурочены к поймам лесных рек и ручьев. Из гетеродерид отмечены виды H. ripae и H. sp. (от 2 до 38 цист/100см3 почвы). Лонгидориды были представлены видами Longidorus aetnaeus, L. elongatus, Xiphinema paramonovi и X. sp. Численность лонгидорусов колебалась от 4 до 38 особей, а ксифинем – от 8 до 62 особей/100см3 почвы. Корнеукорачивающие нематоды из сем. Trichodoridae не отмечены.

На родовое разнообразие и численность почвенных нематод в широколиственных лесах влияют различные факторы, такие как специфика рельефа, плотность древостоя, состав живого напочвенного покрова, толщина подстилки и механический состав почвы. Так, пологие склоны, без травяного покрова и растительного опада характеризуются бедной фауной (около 20 родов); а участки леса с высокой толщиной слоя гумификации или плотным травостоем отличаются более богатым разнообразием (более 28 родов). Преобладание того или иного вида растения в древостое не оказывало существенного влияния на фауну нематод.