Особенности фауны дождевых червей под некоторыми типами древесной и луговой растительности в Москве и Московской области

В период 2020-2021 годов проведено изучение по стандартной методике (на площадках 20х20 см на глубину 15 см) образцов фауны дождевых червей под посадками разных лиственных видов деревьев и на луговых и газонных участках в Тропарёвском парке и парке 50-летия Октября в г. Москве и в Талдомском районе Московской области. На всех площадках в московских парках, кроме отдельно отмеченного случая, почвообразующей породой является средний суглинок, постепенно переходящий с глубиной к морене более тяжёлого механического состава. Кроме отмеченных случаев, под каждым типом растительности изучено по 5 площадок.

Наибольшее обилие по количеству экземпляров наблюдалось в мертвопокровном (единичные злаки, покрытие <1%)  сомкнутом липняке – 38-55 экземпляров (в основном ювенильных) мелкого эндогейного вида Apporectoda rosea на площадку. Также не регулярно отмечены эндогейные Apporectoda calliginosa (5 экз.) и эндогейно-эпигейные Lumbricus rubelus (3 экз.) на все 8 площадок, изученных в липняке.

Наибольшее видовое разнообразие среди лесных участков наблюдалось под разнотравными кленовником в парке 50-летия Октября или ясенниками в Тропарёвском парке и парке 50-летия Октября, на каждой площадке: 2-9 экз. A.calliginosa; 1-3 экз. A.rosea; 0-4 экз. L. rubelus; 1-4 экз. эндогейного Dendrobaena octaedra и 0-3 экз. крупного норного вида Lumbricus terrestris.

Под березняками видовой состав и обилие дождевых червей различались в зависимости от напочвенного покрова. В низкотравно-злаковом березняке в парке 50-летия Октября на площадках отмечено по 3-7 экз. A.calliginosa; 1-3 экз. A.rosea; и, на все 5 площадок, 1 экз. L. rubelus. В осоковом березняке в Тропарёвском парке 1-3 экз. A.calliginosa и, на все 3 площадки, 1 экз. A.rosea.

Для сравнения проведено изучение фауны дождевых червей на некосимых лугах и косимых газонах в тех же парках. На площадках на высокотравном лугу с преобладанием ежи сборной, овсяницы гигантской, тимофеевки, пырея, пижмы, клевера и вики, отмечено по 1-3 экз. A.calliginosa и, на все 5 площадок, 1 экз. A.rosea. На отделённом гравийной дорожкой от этого луга косимом газоне с тем же составом травостоя, но без пижмы, отмечено по 3-6 экз. A.calliginosa, 1-2 экз. A.rosea и по 1 экз. L. rubelus. На 2 площадках, из этих 5 на этом газоне, расположенных в 5-6 м от зарослей самосева ясеня высотой до 3 м также отмечено по 1 экз. D.octaedra. Такой же состав и обилие дождевых червей выявлены на газоне в Тропарёвском парке на площадках, расположенных в пределах 8 м от края описанного выше березняка осокового, и на газоне на территории базы заказника «Журавлиная родина» в Талдомском р-не Московской области (здесь почвообразующей породой служит покровный суглинок, подстилаемый на глубине 0,8-1,0 м карбонатной мореной менее однородного, но, в целом, более грубого механического состава).

На некосимом лугу на территории базы заказника «Журавлиная родина», где корневища ежи сборной, овсяницы гигантской, тимофеевки и пырея образуют близ поверхности почвы сплошной мат толщиной 5-6 см, на 5 изученных площадках не найдено ни одного дождевого червя. На расположенном среди этого луга «пятачке» площадью около 12 м2, с менее сомкнутым высокотравьем и вторым ярусом из различных губоцветных и купыря, состав и обилие дождевых червей на 2 площадках не отличались от таковых косимого газона (мат корневищ на этом участке отсутствует).

База «Журавлиной родины» расположена на вершине моренного холма. Исследования дождевых червей у подножья этого холма со злаковым высокотравьем того же состава (но менее выраженным матом корневищ), где после дождей и таяния снега сохраняется верховодка, обилие дождевых червей намного выше: 23-38 экз. на площадку (все отмеченные выше виды), при этом доминирование видов на площадках сильно различается. На 3 площадках (из 11) более половины всех экземпляров дождевых червей составляют A.calliginosa, на 3 – более гидрофильный эндогейный вид Octolasion cyaneum, на 2 доминирует L. rubelus (но число его экземпляров не превышает половины всего количества дождевых червей). Связи обилия разных видов червей с видимыми факторами (особенности микрорельефа, близость спорадически расположенных кустов ивы или тропинок с низкотравной растительностью по краям и др.) выявить не удалось.

На тяжело-суглинистом, приближающемся к глинистому участке парка 50-летия Октября (представляющем собой косогор с уклоном 5-8º), на косимом газоне того же видового состава трав, что и на описанном выше средне-суглинистом участке, значимых отличий видового состава и обилия дождевых червей от других изученных газонов не выявлено. На отделённом гравийной дорожкой от этого газона некосимом лугу с преобладанием крапивы двудомной и недотроги железистой видовой состав и обилие видов дождевых червей совпадали с характерными для кленовника и ясенников.

Выводы: видовой состав и обилие дождевых червей зависят от обилия легко разлагающегося опада и могут совпадать на участках под некоторыми видами деревьев и типами травостоев; видовой состав дождевых червей существенно различается под липой и клёном и ясенем. Кошение травостоев без удаления скошенной массы способствует повышению обилия дождевых червей на боле бедных участках (видимо, в результате регулярного поступления молодых, лучше разлагающихся побегов трав), но снижает их обилие и число видов на участках с более богатой почвообразующей породой (видимо, за счёт элиминации видов трав с более богатым питанием опадом).