Потенциал развития низкоуглеродных технологий в агролесомелиорации

За последние десятилетия интенсивная антропогенная деятельность, построенная на капиталистической модели эксплуатации природных ресурсов, привела к техногенной трансформации окружающей среды и обусловила усиливающие региональные и глобальные климатические изменения (Глобальные изменения…, 2009; Лукина, 2020).

Парижские соглашения по климату 2015 г. стали катализатором актуальной международной климатической повестки. В рамках принятых соглашений были поставлены четкие задачи по недопущению роста температуры более 1,5-2Сº,. сокращению эмиссии углекислого газа в Мире к 2050 г. путем реализации концепции «4-х промилле», что позволит в конечном итоге выйти на «нуль-эмиссию» углекислого газа.

Россия ратифицировала Парижские соглашения в 2019 г. и активно включилась в данную работу. Министерством науки и высшего образования РФ инициировано создание сети карбоновых полигонов на всей территории страны для реализации мер контроля климатических активных газов с участием ВУЗов и НИИ. Развивается концепция карбонового земледелия (Замолодчиков, 2021; Битва за климат…, 2021).

Важнейшим фактором регулирования и формирования баланса углерода в биосфере является его депонирование в растительном покрове и в почве. В условиях роста концентрации СО2 в атмосфере более ценными считаются те биогеоценозы и агролесоландшафты, которые способны больше ассимилировать углекислый газ из атмосферы и дольше удерживать в себе углерод, т.е. иметь максимальное содержание углерода во всех компонентах системы.

За рубежом достаточно полно изучена депонирующая и секвестрационная роль естественных лесов в урболандшафтах и агролесоводстве. В России подобные исследования проводили только в естественных лесах и не проводили на агролесомелиоративной территории. Это связано с большим разнообразием регионов, молодыми посадками защитных лесных насаждений (ЗЛН), в основном после 1948 г., а также отсутствием методологии исследований (Кретинин, 2004).

За всю историю защитного лесоразведения в России на сельскохозяйственных землях было посажено 5,2 млн. га ЗЛН. К настоящему времени их площадь уменьшилась до 2,74 млн. га, что составляет лишь 1,3% аграрной территории РФ, что в 3-6 раз меньше научно обоснованных норм облесения (Стратегия…, 2018).

Существующие вызовы:

– возрастающие темпы процессов опустынивания и деградации агроландшафтов;

– высокая степень распаханности и малая лесистость сельскохозяйственных земель АПК России;

– непонимание роли защитных лесных насаждений в снижении углеродного напряжения;

– отсутствие готовности агросферы к углерод-нейтральной экономике;

– зависимость сельхозтоваропроизводителей от коньюктуры рынка, определяющей их дальнейшие действия по землепользованию.

Возрождение агролесомелиорации и агролесоводства даст возможность секвестрировать углерод ежегодно до 70 т/га. Создание и освоение интенсивного сельскохозяйственного производства, агролесоводства и альтернативных систем использования, в т.ч. деградированных, малопродуктивных и маргинальных земель, дает возможность секвестрировать ежегодно 0,82-2,2 т/га С (Кретинин, 2004).

Агролесокомплексы в первую очередь необходимо формировать на территориях охваченных разработанными субрегиональными национальными программами действий по борьбе с опустыниванием и районами катастрофического развития процессов дефляции и водной эрозии. К таким территориям относятся Центрально-Черноземные области, Поволжье и Северный Кавказ (Стратегия…, 2018).

Снижение углеродного напряжения земель сельскохозяйственного назначения может быть обеспечено за счет внедрения следующих мероприятий и технологий:

– низкоуглеродные технологии в агролесомелиорации и агролесоводстве, обеспечивающие максимально возможное поглощение СО2 за счет внедрения в структуру ЗЛН быстрорастущих древесных пород, адаптированных к конкретным почвенно-климатическим условиям;

– национальная система углеродной сертификации в аграрном секторе позволит осуществлять контроль за балансом углерода сельскохозяйственных земель, будет способствовать повышению уровня плодородия почв, а также обеспечит регулирование и повысит ответственность землепользователей по недопущению снижения качества земель;

– модели сбалансированного землепользования на лесомелиорированной территории и агролесоводства позволят обеспечивать накопление углерода и поглощение CO2 на территории землепользований за счет создания агролесокомплексов и применения технологий агролесомелиоративного, почвозащитного и ресурсосберегающего земледелия.

По экспертной оценке (Кретинин, 2004; Кулик и др., 2017), создание агролесокомплексов позволит достичь объема депонированного углерода под ЗЛН и прилегающей территории 180 млн т к 2030 г., и секвестрации СО2 порядка 680 млн т к 2030 г. Потенциал роста к 2050 г. по депонированию С составит 230 млн т, по СО2 – 850 млн т.